Проблемы и казусы, происходящие с незрячими

Дорожные хлопоты.

Часть вторая.

Приветствую Вас, дорогие наши гости! С Вами снова, я, Анастасия Боброва. продолжаю делиться своим опытом жизни в дороге. Сейчас попробуем разобраться во внутреннем расположении купейных и плацкартных вагонов, поговорим о выборе мест при покупке билетов, комфорте и безопасности в пути. Напоминаю, что с 2017 года продажа билетов начинается за 60 дней до отправления. Есть мнение, что лучше ездить в плацкарте, чем в купе, будто бы это интереснее, веселее и безопаснее. Ну, веселья-то в плацкарте, предположим, найдётся в избытке, а вот никакой безопасности при отсутствии зрительного контроля, невероятной тесноте, многолюдье и круглосуточно непрекращающейся суете я не чувствую. Единственное, в чём можно быть уверенным, это то, что в этой "казарме" на колёсах Вас точно не изнасилуют и не изувечат. В купе такая угроза теоретически присутствует, но сейчас есть женские и мужские купе и каждый поезд обязательно сопровождает дорожная полиция. Кроме ощущения незащищённости, плацкарт, по моему мнению, неудобен для тех, у кого совсем отсутствует или очень слабое зрение ещё по многим параметрам. Но, чтобы Вы, друзья, смогли сделать свои выводы, и, самое главное, для того, чтоб как можно увереннее ориентироваться, поменьше обращаться за помощью к окружающим, ну, и просто чтоб лучше представлять место, где предстоит провести несколько часов или даже дней, мы с Вами совершим виртуальную экскурсию по плацкартному и купейному вагонам. В вагонах класса "Люкс", "СВ", всяких международных, мне ездить пока не доводилось, думаю, что там классно, и нас всё устроило бы... Но, не будем отвлекаться. Итак, плацкартный вагон имеет 54 пассажирских места. При входе в вагон мы попадаем из так называемого рабочего тамбура в помещение, которое, наверное можно назвать "прихожей". Первая дверь по левой стороне это туалет с умывальником, следующая дверь - служебное купе проводников. Здесь у них проходит рабочая смена. К слову, у проводников в любое время суток можно купить чай, кофе, "быструю" лапшу, сладости, сувениры, прессу и разные дорожные мелочи. Напротив служебного купе находится титан с горячей водой. Его присутствие Вы почувствуете по теплу, исходящему от него. Прислоняться к титану не стоит, ОН горячий. Дальше по правой стороне будет окно, по левой - жилое купе проводников, а прямо перед Вами - дверь, ведущая в жилое пространство вагона. Эта дверь почти всегда открыта, но Вы всё равно сразу почувствуете, что попали в салон. Помещение разделено на 9 отсеков по 6 спальных мест. В каждом- 2 боковых, расположенных параллельно окну, по правой стороне и 4 расположенных перпендикулярно окну по левой (эти места какой-то весельчак, составлявший официальные документы назвал купейными). Путём несложных манипуляций нижняя боковая полка трансформируется в два сиденья и расположенный параллельно окну столик между ними. Отсеки соединены между собой сквозным узким, шириной примерно 55 см, проходом. Выглядит всё это великолепие как бесконечная анфилада крошечных каморок. Полки тут узкие и короткие. Если у вас высокий рост, то сочувствую. Пассажиры с нижних мест располагают багаж под своей полкой, а для верхних существует третья - багажная полка. Сразу после девятого отсека длинный проход заканчивается ещё одной дверью, ведущей в маленький коридорчик, где находится ящик для мусора, ещё одна туалетная комната слева и выход в нерабочий тамбур. Нумерация мест в вагоне идёт по часовой стрелке: от рабочего тамбура идёт нумерация купейных мест- 1-36, а нумерация боковых наоборот, от нерабочего тамбура- 37-54. Все нечётные места в вагоне- нижние, чётные- верхние. Из всего этого описания становится понятно, что ориентироваться нам в плацкартном вагоне затруднительно из-за большого количества постоянно снующего туда-сюда, часто меняющегося народа. Неудобно потому, что до неприличия тесно, и приходится жёстко контролировать свои движения, стараться двигаться плавно, осторожно, чтоб никого не задеть ненароком, ничего не повредить и самому не травмироваться. И в конце концов, неприятно: продвигаясь по вагону, приходиться уворачиваться от торчащих на уровне лица колен, длинных ног спящих больших людей и свешивающихся с боковушек рук, а под ноги могут попасть беспорядочно брошенные в проходе беспечными пассажирами тапки. Одним словом- "проходной двор!!!" Между тем, в плацкарте есть хоть и всего один, на мой взгляд, зато огромный плюс, это существенно более низкая стоимость проезда чем в купе. Лично для меня минусы перетягивают чашу весов. Мы с мужем всеми силами стараемся избегать плацкарта, если путешествуем вдвоём без зрячих. Я, конечно, могу отважиться на такой "подвиг", если ехать недалеко, например, не более восьми часов. Но среди наших знакомых есть отчаянные смельчаки, выбирающие плацкарт и для дальних поездок. Как видите, и тут наши "ограниченные возможности" не очень-то ограничены (ведь часто мы сами себе устанавливаем всякого рода ограничители). Итак, если Вы несмотря ни на что, всё же решились покорять российские просторы в плацкарте, тогда - вперёд- в интернет или в кассы- выбирать удобные места! Тут есть свои маленькие хитрости, которыми я с удовольствием поделюсь, пока пробираемся по бесчеловечно узкому проходу к выходу, чтобы переместиться в купейный вагон. 1. Всеми возможными путями избегайте брать боковухи. ( напомню, это места 37-54), особенно гадкие 37и 38, на них с недавнего времени даже цена снижена. 2. Нежелательны места в середине вагона (отсеки 3-7- места с 9 по 28). Если вспомнить схему вагона, то становится очевидно, что отсюда неудобно ориентироваться, далеко до умывальников, проводников (что плохо в плане безопасности), кипятка и мусорника. Да к тому же душно, так как в третьем и шестом отсеках находятся аварийные выходы и окна не открываются, а с кондиционером может и не повезти. 3. Оптимально комфортными считаются места с 1 по 4. Кроме того, что за стенкой у Вас обитают проводники, в полушаговой доступности находятся все жизненно необходимые коммуникации и выход, так ещё боковушка в вашем отсеке (места 53, 54) чаще всего свободна от пассажиров, так как проводники загружают ее тюками с бельем. Однако тут не всё так уж категорично. Следует знать, что есть новые вагоны, как плацкартные, так и купейные, где обе туалетные комнаты находятся в конце вагона, но в Сибири такие вагоны мне попадаются, слава богу, нечасто. 4. Неплохими можно считать места с 33 по 36. Там тоже вроде бы и ориентироваться реально, и умывальник за стеной, и даже мусорник за дверью, но... Во-первых, усиливается ощущение беззащитности, наверное от того, что в нерабочем тамбуре и возле мусорника обычно собирается разудалая молодёжь попить пивасик, потрепаться, поматериться, пообжиматься или какие-то непонятные личности слоняются. Во-вторых, до выхода протискиваться с багажом далеко. Что же касается мусора, то я решила для себя эту проблему просто: Запасаюсь из дома пакетами для мусора, литров на 30 и по мере заполнения прошу выбросить пакетик проводника, потому что ящики для мусора бывают разных модификаций. И таким образом избавляю себя от не очень-то приятных ощущений во время судорожного поиска способа открывания крышки мусорника. Проводник, разумеется, не обязан это делать, но обычно люди относятся с пониманием. Можно использовать под мусор мешочки из-под постели, но если неудачно распаковать бельё, то они расползаются и сами превращаются в мусор. 5. Ещё такой момент: это особенно актуально, если берёте билеты в интернете. В купейные вагоны билеты продаются с бельём по умолчанию, а если заказываете плацкарт, то надо указывать, что с бельём. Особенно если часов 5 в дороге, в кассе могут не уточняя у Вас, продать билет без белья. Не переживайте - купите постель у проводника за те же деньги, что и в кассе. Ну, вот, о плацкарте, кажется, всё сказала... Хотя, прежде, чем мы перейдём в купейный вагон, нелишними будут ещё несколько советов или напоминаний, как Вам больше нравится: находясь в дороге, будьте собраны и внимательны: старайтесь перемещаться в поезде с тростью, всегда прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг Вас, следите за своими вещами. Ложась спать, по возможности приберите от посторонних глаз все предметы, которыми пользуетесь- посуда, термос, продукты, одежда, ноутбук и т.п. Не оставляйте в карманах верхней одежды телефоны, а деньги и документы лучше вообще убрать подальше, оставив необходимую сумму на вагонные покупки. Тапки старайтесь поставить так, чтоб никому не мешали, а при необходимости их можно было быстро найти. Уличную обувь поместите в пакет и спрячьте либо в багажный отсек, если едете внизу, или на третью багажную полку, если являетесь "счастливым" обладателем верхнего места: и под ногами путаться не будет, и исключается риск того, что по прибытии в пункт назначения вам придётся покидать гостеприимное пристанище на колёсах в домашних тапочках независимо от времени года. Да, к сожалению, и такое случается, даже глазастые ребята оставались без ботинок в середине ноября из-за своего легкомыслия.

А теперь мы, наконец-то покидаем шумный весёлый плацкартный вагон и перемещаемся в купейный. Здесь потише и посвободнее- всего 36 мест и в некоторых вагонах 2 дополнительных. Схема похожа на плацкартную, только без боковых мест и все купе имеют раздвижные двери. При входе в коридор, так же слева будет дверь в туалетную комнату. Дальше- так же по правой стороне расположен титан, а по левой- рабочее купе проводников. Следующая дверь может везти либо в жилое помещение проводников, либо в двухместное купе, с теми самыми дополнительными местами с номерами 37 и 38. Таким образом, получается, что в купейном вагоне 37, 38 места расположены в начале вагона и являются наилучшими, особенно, если путешествовать одному или вдвоём. Об этих местах надо самому спрашивать в кассе: почему-то их редко предлагают добровольно. Внутри это выглядит как половинка стандартного купе: Оно уже, а вместо второй пары полок - стенка, на которой крепится откидной стульчик, как в коридоре. Здесь часто наличествует розетка, тогда как обычно розетки в вагонах обоих типов находятся по правой стороне, т.е. в коридоре. Нередко в такие полукупе переоборудуются помещения для проводников, а сами проводники обитают в первом четырёхместном купе.И тогда над верхней полкой нависает багажная, как в плацкарте. Только она почему-то висит ещё ниже, а ведь в плацкарте на верхней полке даже приподняться проблематично. Долго находиться в таком ящике невозможно, поэтому, путешествуя в одиночку, опасайтесь 38 места в купе, лучше возьмите 37 на всякий случай. Замечу, однако, что цены на нижние и верхние места в купе очень часто сильно различаются: бывает, что нижние дороже на тысячу и больше. Из "прихожей" в жилое пространство ведёт такая же, как в плацкарте, дверь, она тоже всегда открыта, и мы беспрепятственно проникаем в длинный коридор. Он чуть пошире плацкартного. По правой стороне будут окна, между которыми есть откидные стулья и несколько розеток (об их расположении лучше спросить у проводников, так как они могут быть в разных местах). Вдоль окон тянется ручка, за которую можно спокойно держаться во время движения, а заодно использовать ее как ориентир. Где-то в районе второго-третьего купе часто нет этой ручки. Если вы взяли билеты в одно из этих купе- искать будет проще. Те, у кого есть светоощущения, могут легко ориентироваться по окнам. По левой стороне расположены двери в четырёхместные купе. Их всего девять. Багаж в купе нужно размещать либо в ящике под нижней полкой, либо в нише над коридором, доступ в которую, разумеется, осуществляется из купе. В конце вагона перед нерабочим тамбуром находится ещё одна туалетная комната и мусорник. Кстати, о туалетах. Они в поездах бывают допотопные, это когда рельсы видно во время смывания, и современные вакуумные, где на землю ничего не попадает. в таком туалете в унитаз нельзя бросать никакой мусор, иначе система может засориться. Проводники обычно об этом предупреждают каждого пассажира. Выбирать купейные места можно по такому же принципу, как и плацкартные кроме 37 и 38. Все приведённые выше советы и напоминания актуальны и для купе. Завершая нашу экскурсию, остановимся на минутку возле чайника с кипятком погреть руки и вспомнить о посуде. Кроме кружки, остальную посуду (тарелки, вилки, ложки) стараемся брать одноразовую, чтоб не заморачиваться с мытьем в неудобной и не всегда чистой раковине в туалете, да и перевозить ее легче. Макароны быстрого приготовления для удобства берем те, которые в чашках. Только не советую пользоваться одноразовыми ножами, толку от них немного. Мы берем с собой небольшой складной ножик. В поезде на столиках обычно есть салфеточки или скатерти. Они там для красоты, а не для того, чтоб подстилать под тарелки. Я всегда на такой случай беру с собой газеты или большие бумажные салфетки, а скатёрку сворачиваю, чтоб не испачкать случайно. На бумаге разложил свой провиант, поел,- да и в мусорку все это. мусорный пакет, пока он заполняется, можно пристроить под столом. Можно просто поставить, а можно для удобства привязать. Кипяток сама никогда не набираю, всегда прошу либо проводников либо попутчиков. для этого и термос вожу. воды хватит и на макароны и на чай. И не надо с кружками и чашками по вагону бродить. Емкость всех титанов примерно 15 литров, поддерживаемая температура воды сто градусов. Я видела три модификации титанов.У одних кран в виде круглого барашка, его надо крутить; у других ручка, которая просто поднимается вверх; у третьих- ручка поворачивается вправо-влево. Мы никогда точно не знаем, какой бак нам на этот раз попадется, и пока вы будете изучать конструкцию и искать кран, вода Вам может уже не понадобиться. Можно сильно обжечь руки о раскалённую поверхность. Но даже если Вам удалось без приключений найти кран, то пока будете набирать воду, можете случайно плеснуть на руку. Безопаснее попросить людей. На этом наша виртуальная экскурсия заканчивается. Мы умышленно не коснулись здесь некоторых подробностей. Таких,например, как: с какой стороны (слева или справа) находится мусорный контейнер, куда бросать мусор в биотуалете, как расположены краны и полочки на умывальнике, наличествует ли туалетная бумага, одноразовые круги на унитаз (это специальные бумажные подстилки), жидкое или обычное мыло, бумажные полотенца и т.п., потому что вариантов может быть несколько- в зависимости от модели вагона, обслуживающей состав бригады, конкретно проводников вашего вагона, фирменности поезда и, бог знает, от чего ещё. В каждой поездке уточняйте всё это сами любыми доступными вам средствами. Если всё же у Вас появятся вопросы, задавайте их нам - и мы постараемся ответить. Всем романтикам- счастливого пути!